Ни для кого не секрет, что сегодня большая часть покупок совершается в интернете, поэтому безопасность онлайн- сделки важна как никогда. Тем более ущерб от интернет-преступлений растет из года в год: в 2024 году у воронежцев было украдено 2,4 млрд рублей, для сравнения – в 2023 году ущерб составлял 1,6 млрд рублей. Что делает государство для защиты денег граждан от злоумышленников, обсудили на круглом столе «Технологии защиты покупателей при совершении интернет-покупок» в стенах Дома журналистов в среду, 26 февраля.

Для обсуждения вопроса о кибермошенничестве встретились министр цифрового развития Воронежской области Денис Волков, майор полиции, старший оперуполномоченный по ОВД ОБК ГУ МВД России по региону Александр Бобрешов, оперуполномоченный по особо важным делам управления уголовного розыска ГУ МВД России по Воронежской области Алексей Жигалкин, заместитель управляющего Сергей Гуркин и заведующий сектором защиты информации воронежского отделения Банка России Сергей Чупахин, директор департамента доверия и безопасности Авито Наталья Юматова.
По данным МВД в Воронежской области, за 2024 год было совершено более 9 тыс. преступлений с использованием интернета – это треть от всех преступлений региона. Самые распространенные виды мошенничеств – «отмена заявки на кредит», «звонки от правоохранительных органов», «продажа товаров и услуг на интернет-сайтах», «инвестирование денежных средств», «кража денег с банковских счетов», а также «родственник попал в беду». Министр цифрового развития Воронежской области Денис Волков отметил, что важно сохранять спокойствие, чтобы не попасться на уловки злоумышленников.
– Всегда нужно быть уверенным, что ты доверяешь той стороне, с которой общаешься, и хорошо ее знаешь. Если же нет и есть какие-то подозрения, то необходимо сделать звонок по другому каналу связи, удостовериться, что действительно ты ведешь диалог с тем человеком, за которого себя выдает абонент. Только после этого продолжать общение. И в любом случае вопросы, связанные с деньгами и имуществом, решать только на свежую голову, без чьего-либо давления, – поясняет министр.

За круглым столом были приведены меры поддержки, которые оказывает государство для защиты денег граждан. С июля прошлого года на два дня стали блокировать подозрительные переводы. С 1 сентября текущего года будет введен период охлаждения по кредитам от 50 тыс. рублей. Его длительность составит от 4 до 48 часов – в зависимости от суммы кредита, за это время клиент может отказаться от займа. А уже с 1 марта ограничить выдачу кредита можно будет самостоятельно через Госуслуги, а с сентября – в МФЦ.
– По данным нашего опроса, только около 43% жертв мошенников обращаются в свой банк, 30% - в полицию. Мы планируем, что с октября банки внедрят в свои приложения так называемую спецкнопку, чтобы жертвам мошенников не приходилось идти в отделение банка и чтобы они могли прямо в приложении подать заявление о мошеннической операции и там же, в режиме онлайн, получить нужную справку для обращения в полицию, – отметил Сергей Чупахин.
Наталья Юматова рассказала, что компания Авито ежегодно инвестирует порядка 5 млрд рублей в год на обеспечение безопасности своих клиентов. И за четыре года сервис снизил в 100 раз число жалоб на небезопасное поведение. За этот период были введены такие инструменты по обеспечению безопасности на платформе, как защита номера, машинное обучение, отзывы, репутационная система, рейтинги и умный чат. Воронежская область среди регионов Черноземья лидирует по использованию двухфакторной аутентификации среди пользователей Авито.

Директор департамента доверия и безопасности Авито добавила, что основная часть мошенничеств совершается не на самой платформе, а при переходе с нее в другие мессенджеры. Для безопасности покупателя и сохранности его средств при общении важно не уходить из контура сервиса в мессенджеры и не вносить предоплату напрямую продавцу через сервисы онлайн-банкинга по личному номеру телефона или номеру карты.
Минстрой России и ГИС ЖКХ подготовили список наиболее распространенных афер в сфере ЖКХ, а также рассказали гражданам о том, как не попасться на уловки мошенников. Подробнее – в материале РИА «Воронеж».