Житель села Переезжее Лискинского района Александр Приходский установил имя погибшей в боях за Щученский плацдарм сандружинницы. Об этом корреспонденту РИА «Воронеж» рассказал сам Александр в четверг, 30 апреля.
За ее безымянной могилой местные жители ухаживали с 1942 года.
– Историю захоронения безымянной участницы битвы на Щученском плацдарме рассказала моему отцу его мать и моя бабушка Екатерина Приходская. К осени 1942 года рядом с селом начались ожесточенные бои за плацдарм. Большинство местных жителей отселили за Дон. Бабушка с детьми тайно осталась жить в землянке и стала свидетелем похорон погибшей во время одного из обстрелов девушки в военной форме, с медицинской сумкой. С ее слов, солдаты завернули тело санинструктора в плащ-палатку и закопали с краю сельского кладбища. За этой безымянной могилой она потом ухаживала до самой своей смерти. Все годы считалось, что здесь похоронили военнослужащую знаменитой 309-й Краснознаменной Идрицкой стрелковой дивизии. Местные жители прозвали погибшую Наденькой и по сей день продолжают ухаживать за могилой, – рассказал Александр Приходский.
Пять лет назад на сельском кладбище установили мраморное надгробие с изображением женщины-солдата с медицинской сумкой через плечо. Имя погибшей и дату смерти написали условно. Александр Приходский добровольно взялся установить личность девушки.
– Удалось выяснить, что в списке невозвратных потерь личного состава 309-й стрелковой дивизии в период обороны Щученского плацдарма и наступления наших войск числится всего одна женщина. Это сандружинница Ефросинья Прокопьевна Романова, уроженка Хакасии, 1911 года рождения. В документе значится: «Убита в бою 29.9.42 г., деревня Переезжее. Место первичного захоронения – возле кладбища». Ее гибель по времени и месту полностью совпадает с описанными выше событиями, – пояснил Александр Приходский.
Мужчина намерен связаться с администрацией Таштыпского района, где до войны проживала Ефросинья Романова, и разыскать ее родственников.
– Здешние места полны останками еще не найденных солдат, которые погибли ради нас. Они имеют право на то, чтобы их имена были названы, а останки преданы земле с почестями. В годы Великой Отечественной войны ушли воевать и пропали без вести оба моих деда, поэтому для меня подобная поисковая работа стала делом чести, – поделился Александр Приходский.