, Лискинский р-н
  • 7880

Не пил, не курил и всегда улыбался. Ветеран из Воронежской области отметил 100-летие

Сельчане называют Василия Плуготыренко «достопримечательностью» Троицкого.
Не пил, не курил и всегда улыбался. Ветеран из Воронежской области отметил 100-летие Не пил, не курил и всегда улыбался. Ветеран из Воронежской области отметил 100-летие
РИА Воронеж Текст — , фото — Юлия Белогорлова

Лискинский ветеран Василий Плуготыренко отметил 100-летие в родном селе Троицкое в субботу, 15 августа. Юбиляра поздравили глава сельского поселения Владимир Шумский и руководитель местного сельхозпредприятия Валентина Фролова.

– Василий Тихонович – наша достопримечательность и образец для подражания, – рассказала Валентина Фролова корреспонденту РИА «Воронеж». – Не пил, не курил, без претензий и всегда с улыбкой.

– Он наш самый непритязательный ветеран, постоянно настроен на позитив, – добавил Владимир Шумский.

О том, что у Василия Плуготыренко мягкий характер, говорит и его дочь Александра Бирючинских:

– Папа не умеет злиться, всю жизнь был добрым, заботливым и улыбчивым. Нас, детей, очень любил и баловал. Мы это чувствовали и «катались» на нем за милую душу. Бывало, мама спрашивает: «Санечка, кто тебя одевать будет?» А я пищу: «Папа! Папа!»

Василий Плуготыренко окончил шесть классов. С 1935 года работал в колхозе «Рассвет» конюхом. В качестве общественной нагрузки выполнял обязанности землемера.

В армии служил с 25 октября 1940-го по 15 октября 1945 года. За пять лет гвардии ефрейтор успел повоевать в составе трех стрелковых дивизий (58-й, 173-й и 215-й) на пяти фронтах: Западном (1941), Сталинградском (1942), Центральном (1943), 1-м Белорусском (1944) и 1-м Украинском (1945). Сражался под Москвой, Орлом, Сталинградом, Калугой, Смоленском. Форсировал Днепр, Вислу, Одер. Боевой путь завершил 9 мая 1945 года в местечке Эриклер в 150 км к западу от Берлина. Там Василий Плуготыренко встретился с американскими солдатами.

– Я был минометчиком, первым номером расчета – наводил и стрелял. Сначала из 82-миллиметрового, потом на 120-миллиметровый калибр перешел, – рассказал ветеран.

Миномет в шутку окрестили «самоваром» – труба есть, пыхтит дымком и «кипяточком» может ошпарить. Даже песню сочинили с такими словами: «Самовары-самопалы смастерили для бойцов. В этом хитром «самоваре» кран особый, боевой. За версту врага ошпарит кипяточек огневой!»

– Я ее до сих пор пою и вспоминаю, как мы этот «самовар» на себе таскали – плиту, треногу и боекомплект. Представьте, каждая мина – больше 3 кг, а плита и вовсе под 40 кг тянула. Вес нешуточный, согласитесь. И надо было пошустрее двигаться на новую позицию, чтобы пехоте подсобить, – вспомнил Василий Плуготыренко.

Командир минометной роты всегда находился рядом с командиром роты стрелковой на его наблюдательном пункте. Они вместе корректировали огонь, решали, куда подбросить несколько мин, кому помочь, где отсечь контратакующую немецкую пехоту.

– Я работал строго по команде командира: «Прицел такой-то!», «Угломер такой-то!», «Наводить туда-то!» Но иногда такой бой кипел – головы не поднять, от взрывов земля дрожит, глаза засыпает, уши глохнут, а тут маховичок барабанчика надо точно крутить, чтобы деления на шкале угломера совместить, иначе промахнешься…

Дочь ветерана пересказала его фронтовую историю о форсировании Днепра:

«Ранним утром, еще до рассвета, подняли нас по тревоге, погрузили на плоты, лодки – и вперед! А Днепр – широкая, бурливая река, всюду буруны, сильное течение нас сносит – не чаяли добраться до берега. Но Бог был с нами – переправились благополучно. Бережок оказался пологим, удобным для того, чтобы высадиться. Немцы не ожидали – в темноте не заметили. А мы, первые 20 человек, подождали остальных, потом в атаку – и одолели».

Ефрейтор Плуготыренко не только из миномета стрелял, но и ходил в разведку, был связным у комбата и все задания выполнял на отлично. Получил медали: «За оборону Сталинграда», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией».

Одной из самых дорогих наград Василий Плуготыренко удостоился в победном мае. В семье бережно хранят наградной лист Василия Тихоновича, представляющий его к награде орденом Красной Звезды. Текст такой: «В период боевых наступательных операций на западном берегу Одера, а также в боях по ликвидации окруженной группы войск юго-восточнее Берлина, с 16 по 29 апреля 1945 г. тов. Плуготыренко проявил боевое мастерство и личную храбрость. В боях за населенный пункт Буг, когда численно превосходящие силы противника атаковали наши подразделения, тов. Плуготыренко в упор огнем из автомата уничтожил не менее 10 гитлеровцев. Достоин правительственной награды – ордена Красной Звезды».

А в мирной жизни самыми дорогими наградами для фронтовика стали трое детей, семь внуков и шесть правнуков.

После войны Василий Плуготыренко вернулся в Троицкое, женился на своей однокласснице Анне, с которой сидел за одной партой. Первое время молодые жили в землянке.

Вскоре появился первенец – Николай, следом – дочь Санечка. Они росли на редкость послушными.

– Родители с детства приучали нас к труду, – заметила Александра Васильевна, – но не забывали и о развлечениях. Отец увлекался музыкой. Самоучкой освоил балалайку, любил петь и нас приучал. Приходили в гости родственники, и начинались музыкальные посиделки.

Младший сын в семье, Сергей, окончил музыкальное училище. Сейчас он директор Дома культуры в поселке Вторая Пятилетка.

– Папа живет на два дома: зимой у нас, а летом в Троицком, с дочерью, которая приезжает туда из Воронежа, – отметил Сергей Плуготыренко.

Он пересказал еще одну отцовскую историю – на этот раз уже из мирного времени:

«Еду из Германии, везу большой аккордеон невиданной красоты. Потихоньку начинаю осваивать клавиатуру – мне ж не привыкать на слух мелодии подбирать. Тут подходит комбат и с улыбкой говорит: "Какой красавец! Васька, отдай его мне!" Куда деваться? Выполнил просьбу командира».

Так и не пришлось минометчику стать аккордеонистом. Зато сыну он подарил гармошку – в Воронеже купил, а домой пешком из Давыдовки нес: в те годы автобусного маршрута в село не было.

– Папа до сих пор поет, когда нас дома нет, – сообщил Сергей Васильевич. – Голос по-прежнему красивый, правда, не такой сильный, как прежде. Но мелодию не перевирает – чистенько, аккуратненько ноты берет, не фальшивит.

Похоже, в душе ветерана тоже нет ни одной фальшивой ноты.

Заметили ошибку? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Читайте наши новости в Telegram, «ВКонтакте» и «Одноклассниках».
Главное на сайте
Сообщить об ошибке

Этот фрагмент текста содержит ошибку:
Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter!
Добавить комментарий для автора: