Старообрядцы

Небеса обетованные
Как живут старообрядческие общины региона
РИА «Воронеж» продолжает проект о религиозных сообществах Воронежской области. Корреспонденты РИА выяснили, как и чем живут старообрядцы региона, как хранят свои традиции и чего ждут от будущего.

В XVII веке Воронежскую область затронули драматичные события, связанные с религиозной реформой. Жители московских земель, которые продолжали придерживаться дореформенных церковных обрядов, бежали от гонений не только на российские окраины. В Воронежской губернии переселенцы основали старообрядческие поселения и назвали их по родным московским местам – Можайское, Каширское.
Текст
Ольга Бренер

Фото
Андрей Архипов
Софья Успенская
Виталий Грасс
1

Тресоруково
Лискинский район

Село Тресоруково у реки Хворостань в Лискинском районе основала семья старообрядца с севера России по прозвищу Трясорукий. После 1768 года к нему присоединились единоверцы из северных уездов. Духовный уклад того времени в некоторых поселениях Воронежской области сохранился до сих пор.

В старообрядческой общине областного центра коренных воронежцев почти не осталось – в нее вошли выходцы из Сибири, Нижнего Новгорода, Казахстана и Румынии.
Кто такие староообрядцы?
Представители русского православного духовенства в 1640-е годы выступили за унификацию церковных текстов и правил богослужения. Церковные иерархи спорили о том, что взять за образец – древнерусские церковные книги или греческо-византийские. Победили сторонники византийских канонов во главе с патриархом Никоном. Церковная реформа укрепила международное положение России и ее связи с православным миром, но внутри станы привела к расколу церкви и религиозной войне. Значительная часть православных не приняла преобразования Никона: написание «Иисус» вместо «Исус», поясные поклоны во время службы вместо земных, движение во время крестного хода теперь совершалось против солнца. Камнем преткновения стала для старообрядцев замена двуперстного крещения на троеперстное.

Церковные власти подвергли жестоким гонениям противников реформы. Сосланного в Сибирь лидера русских старообрядцев протопопа Аввакума приговорили к заточению в земляной тюрьме, а затем заживо сожгли.

В XX веке позиция канонической Русской православной церкви значительно смягчилась. Все «клятвы», наложенные на старые обряды и христиан, их придерживающихся, были отменены.
Старообрядцы в XXI веке
Старообрядческие общины России – это в первую очередь представители Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ), Русской древлеправославной церкви (РДЦ), а также общины «беспоповцев», которые после событий XVII века не признают священнослужителей.
– Поместный собор Русской православной церкви в 1971 году определил, что многообразие внешнего выражения обрядов не умаляет их спасительного значения. Но за 300 лет слишком много усилий с обеих сторон было потрачено на то, чтобы доказать неправоту другой стороны,

Николай Сапелкин
историк, религиовед

По словам эксперта, внутри старообрядческих движений все еще высказываются взаимные упреки, обусловленные прежде всего историческими особенностями восстановления иерархии.

– Иерархия митрополита Амвросия Белокринницкого, перешедшего в старообрядчество из Константинопольского патриархата, положила начало РПСЦ. Но часть «поповцев», не признавших иерархию константинопольского митрополита, искали своих священников внутри канонической РПЦ. Так появилось понятие «беглое священство», или «беглопоповцы». Их многолетние поиски лидера завершились в 1923 году привлечением из РПЦ Саратовского архиепископа Николы (Позднева) и официальным образованием Русской древлеправославной церкви, – поясняет Сапелкин.
Старообрядческие общины
в Воронежской области

«Ведомственные» различия и переподчинения для рядовых воронежских старообрядцев оказались не такими уж принципиальными. Община РПСЦ в Тресоруково без особых потрясений перешла в «древлеправославную» юрисдикцию. Отдельные древлеправославные Воронежа стали прихожанами молельного дома РПСЦ на улице Летчика Замкина, поскольку церкви у древлеправославных в Воронеже пока нет. Для строительства храма по улице Холмистой землю только определили. Так общины поддерживают друг друга и взаимообогащаются. Главное – сохранение духовных основ и обрядов, которые, несмотря на юрисдикцию, остаются незыблемы, полагают воронежские старообрядцы.
2

Воронеж
улица Летчика Замкина

После революции усадьба с молельным домом воронежских старообрядцев на улице Никитинская была разрушена, а сама община ликвидирована.
– Долгое время старообрядцы в Воронеже собирались на молитву по домам, и мне это совсем не понравилось. В Румынии русские храмы, а здесь – катакомбы, что ли?.. – сетует основатель воронежской общины РПСЦ Михаил Смирнов. – Почти все исконно воронежские старообрядцы уже покинули земной мир или тихо доживают свой век по домам, храня традиции в душе. Их дети, внуки, правнуки стали комсомольцами, растворились в светских делах или ушли в приходы воронежской епархии РПЦ, где есть священники. И все это – большая драма.
Михаил Смирнов
Предки Михаила Смирнова, казаки-старообрядцы, ушли из России в Османскую империю после восстания Кондратия Булавина (1707 – 1708 годы) и осели в Румынии. Смирнов окончил Бухарестский университет, но с раннего детства его воспитывали в строгих русских духовных традициях. В конце 90-х Михаил женился на воронежской девушке и перебрался на новое место жительства. В Воронеже Смирнов собрал документы и зарегистрировал местную религиозную организацию, которая теперь входит в митрополию Русской православной старообрядческой церкви всея Руси. Городские власти передали воронежской РПСЦ в бессрочное пользование старый дом на улице Летчика Замкина – бывшую резиденцию заместителя областного прокурора.

Священноиерей Вячеслав Акентьев – первый за последние 100 лет воронежский священник РПСЦ. Акентьев переехал в Воронеж из Усть-Каменогорска вместе с семьей. В Казахстан его предки после послаблений Екатерины II для старообрядцев вернулись из Австро-Венгрии.
Вячеслав Акентьев
В воронежской общине есть врачи, учителя, офицеры – в основном приезжие, – стала появляться молодежь. Семьи староверов обычно очень большие. У Виктора Питигина из Кишинева в семье 15 человек. У Константина, сына Михаила Смирнова – шестеро детей, у замдиректора областной филармонии Геннадия Голованова, тоже члена общины – пятеро.
В молельном доме есть своя трапезная, библиотека со старинными книгами. Община собирается на литургию по субботам, воскресеньям и в праздники. Крещение детей и взрослых у старообрядцев происходит с обязательным полным троекратным погружением в купель.
– Надо хранить верность. Постоянство в современном мире – самая большая добродетель и выход из всех катаклизмов. Наша молодежь идет в армию, потому что держать оружие, защищать родину для нас важно. Старообрядцы в России всегда были на пике прогресса, в их руках были сосредоточены лучшие станки и мануфактуры, четверть дореволюционного капитала России. Так что мы не отшельники никакие, не сектанты, как нас некоторые пытаются представить. Но если вдруг снова начнутся гонения – опять уйдем в леса. Выживем,

Вячеслав (Акентьев)
cвященноиерей РПСЦ

3

Можайское
Каширский район

Село Можайское в Воронежской губернии старообрядцы основали в 1770 году. Через 200 лет, в 1970-е, древлеправославную общину зарегистрировал совет по делам религий при Верховном Совете СССР.

Последние два километра пути от моста до древлеправославной церкви – словно поездка на «американских горках».

– Да вы здесь осенью не были! Дети по дороге в школу вязнут по уши. Я смотрю вот отсюда на своего Тему – а из колеи одна голова торчит, выбраться никак не может. Везут к нам покойника отпевать – всегда следишь, как бы гроб на таких ухабах не соскочил. Два с половиной года бьемся за дорогу. Я уже ездил и к воронежскому омбудсмену Татьяне Зражевской, и в «Единую Россию» обращался. Обещали начать ремонт, – говорит настоятель церкви, священнопротоиерей Сергий Овчинников.

Тема – один из шести детей отца Сергия и его жены Татьяны. Старшему Федору 20 лет, работает кулинаром в Воронеже. Жене, самой младшей, – четыре года.
Сергий приехал в Можайское в середине 90-х после окончания Новозыбковского духовного училища РДЦ в Брянской области. Община оказалась дружной, с крепкими традициями. До Сергия здесь были только приезжие да дьякон Никола. На молитву собирались в жилом доме.

– Через месяц после переезда поехал я по делам в Новозыбков, и меня все спрашивают: ну как там тебе, на селе? А мне на селе хорошо. До духовного училища я 13 лет проработал дояром во-о-от в таких сапогах! – смеется отец Сергий.
Овчинников родом из Оренбургской области, из деревни Староверовка, которую при советской власти переименовали в Октябревку. С будущей женой Татьяной познакомился уже в Новозыбкове, где она после окончания Ленинградского института точной механики и оптики работала редактором в издательстве.
– Те, кто изучает точные науки, в какой-то момент начинают понимать, что мир устроен осмысленно. Меня спрашивают: как же ты после Петербурга в такую дыру забралась? Я отвечаю: города уже посмотрела, многое поняла, теперь мои смыслы – муж, дети, наш приход,

Татьяна
жена священнопротоиерея

Двор Овчинниковых рядом с церковью – это огород, три козы и поросенок. Корова недавно померла. Особая слабость отца Сергия – садовые розы и петуньи.
Просфоры, блины, рыбники священнопротоиерей тоже печет сам.

Открытый, веселый, деятельный Сергий с образованной матушкой пришлись по душе местным старообрядцам. Они – под стать своему настоятелю: просты и приветливы.
Одного из дедушек Ирины Голиковой (в девичестве – Аллилуева), старообрядческого священника Климана, расстреляли в 1937 году, другого сослали в Монголию. Ирина помнит, как девочкой писала ему письма от имени всей семьи. Но денег на обратную дорогу не нашлось, дедушка так и умер в Монголии, вдали от родных и близких. Ирина вышла замуж за односельчанина из «новообрядцев» соседнего прихода епархии РПЦ. В старообрядческой церкви не крещенному по строгим законам древлеправославия венчаться запрещено. В церковь жениха Ирина сама не пошла.
– Знаю, что это грех, но так в блуде до сих пор и живем. И живем хорошо, – говорит Ирина.

Матушка Татьяна показывает старинную книгу.
– Это «Обедница». Видите полосы на страницах? По ним можно определить примерный год издания. Книга напечатана при императоре Николае II.
«Обедницу» достали из семейного сундука Аллилуевых. В селе книги 17 века и древние иконы сохранились во многих семьях. После открытия церкви все самое ценное люди принесли сюда.
– В советское время, когда церкви не было, родители собирались на молитву друг у друга по домам. Местные партфункционеры наказывали сельчанам: чтоб дома никаких икон и молитв! А у детей под пионерским галстуком – чтоб никаких крестиков! Но никто не снял ни одной иконы. А мы, школьники, крепили крестики под платьем и рубашками булавкой – чтоб они никак не «светились» веревочками на шее,

Елена Крячкова
старообрядка

Не обошлось в селе без духовных потрясений. В 50-е годы старообрядец дед Минай «перешел в баптисты» (распространенное с XX века в Воронежской области ответвление протестантизма). Он объявил, что все иконы – от язычества, и закопал семейные реликвии. Где закопал – односельчане не найдут до сих пор. А его жена, бабушка Мария, так и осталась старообрядкой до конца дней.

Четыре года назад Любовь Чернышева похоронила мужа.
Она могла вслед за детьми уехать из родного села в Воронеж, найти работу, начать новую жизнь. Но не уехала. Научилась читать церковные тексты на старославянском языке, помогает в общине матушке Татьяне. Для заработка устроилась горничной в придорожной гостинице. Такова судьба многих можайцев. Они скрепляют село духовной верностью, их повзрослевшие дети приезжают из городов в Можайское на древлецерковные праздники.

Древлеправославные и прихожане епархии РПЦ живут в Можайском очень дружно. Детскую игровую площадку, которую приобрела сельская администрация, отец Сергий устанавливал сам для всех детей Можайского.
Повар сельской школы Татьяна Балыкина – прихожанка РПЦ – по средам, пятницам и во время больших постов готовит для всех блюда без скоромного: все дети старообрядцев строго соблюдают посты.

– Нам здесь делить нечего, – уверен отец Сергий.
4

Воронеж
Отрожка

Древлеправославная община официально зарегистрирована в Воронеже в 2000 году. Но поселения вдоль рек Дон и Хворостань в Лискинском и Каширском районах – старообрядческие места. Здесь люди спасались от гонений.

Воронежский молельный дом древлеправославных христиан находился на Левом берегу в районе Отрожки. Во время строительства водохранилища дом затопили. Сегодня в Воронеже из древлеправославных остаются в основном старики. В целом в регионе живут несколько тысяч древлеправославных.

– Мой отец – советский летчик, подполковник запаса – всегда говорил: тот, кто летает, не может не верить в Бога, – говорит благочинный Верхнедонского благочиния РДЦ игумен Антоний Ященко.

Сам Ященко после школы три года отслужил в морфлоте, потом закончил факультет РГФ Воронежского госуниверситета.

– Изучение иностранных языков, орфоэпические и лингвистические сопоставления позволяют размышлять о вещах иного порядка. О том, что у каждого народа – своя дорога к Богу. Никаких потрясений на моем пути в древлеправославное монашество не было. Наверное, это предопределено всем прежним размеренным ритмом: идешь на работу, возвращаешься с работы, смотришь телевизор, общаешься с друзьями – и вдруг вспыхивает такое яркое ощущение. Озарение по поводу будущего. А ведь люди часто не слышат, что Господь посылает им на каждом шагу, – считает Ященко.
– Допускаю, что меловые «пещерные» монастыри вдоль Дона созданы еще до крещения Руси. Как могло случиться, что всю Русь князь Владимир Красное Солнышко крестил за три дня? Видимо, русские люди были готовы воспринять христианство. Догматически мы от РПЦ не отличаемся. То, что произошло в XVII веке, я воспринимаю как незаживающую личную рану. Православные стали уничтожать православных – и повели себя совсем не по-христиански. Поэтому я сторонник того, что человек должен жить по Евангелию, а не по тому, как сам себе разумеет. Человеческое разумение – не от Бога,

игумен Антоний Ященко
благочинный Верхнедонского благочиния РДЦ

По словам Ященко, он старается дружить со всеми конфессиями.

– Почему я должен относиться плохо к католикам или протестантам? Идеальной конфессии вообще не существует, потому что здесь на земле все идет от человека. Выход из духовной междоусобицы – служить людям в любой конфессии, а не делать так, чтобы люди служили тебе. В селе Тресоруково мы с чеченцами беседуем о Магомете. Они там держат коров, готовят сметану, сливки, творог на продажу. Их женщины всегда довешивают с лихом, чтобы не обмануть покупателя, не согрешить даже случайно. Мы все объединены нравственным законом Десяти Заповедей, – объясняет игумен.
Другие материалы
Made on
Tilda