Зарубивший пожилую семейную пару 30-летний лискинец Валерий Славин (фамилия изменена) отправится на принудительное лечение, сообщили в СУ СКР по Воронежской области в понедельник, 14 сентября. Молодой человек убил соседей-пенсионеров и покушался на жизнь их сына. По результатам психолого-психиатрической экспертизы врачи диагностировали у Валерия Славина шизофрению, пояснил журналисту РИА «Воронеж» Александр Каляпин, и.о руководителя первого отдела по расследованию особо важных дел СУ СКР по Воронежской области.
На следствии выяснилось, что за день до жестокой расправы друзья пытались сдать Валерия на обследование в психиатрическое отделение больницы. Однако там им предложили «прийти завтра». На следующий день Славин в припадке безумия зарубил родителей друга.
Растерзанный кот
Валерий Славин работал на одном из сельхозпредприятий в Лискинском районе. Молодой человек несколько лет курил марихуану, а позже перешел на спайсы. В начале декабря 2014 года у Валерия был отпуск. Он отдыхал, употребляя наркотики и сидя у телевизора.
Утром 3 декабря 2014 года у Валерия случился приступ агрессии. Он назвал кота «Обамой» и решил «уничтожить зло». Валерий стал бить животное о стены, потолок, угол дома. Сцена произошла на глазах у матери, с которой жил Славин. Та замечала за сыном странное поведение, но боялась его вспышек агрессии, побоев и поэтому предпочитала делать вид, что ничего не происходит, и лишний раз не попадаться сыну на глаза.
«Приходите завтра»
Днем Славин пошел гулять по городу с двумя друзьями. Парни, услышав про «Обаму», «зло» и прочий бред, заподозрили, что Валерий повредился рассудком. Они вызвали «скорую» на остановку в центре Лисок, однако врачи все не ехали. Устав ждать, парни повезли Валеру в местную больницу. Там молодые люди обратились в психиатрическое отделение. Выслушав их, медсестра сказала, что дежурного врача после 14 часов в отделении нет.
– Нам предложили прийти завтра. Обратиться в приемное отделение медсестра нам не говорила. Может, Валера и безумный, но мы-то вдвоем нормальные, – пояснял на следствии Алексей Ткачев (фамилия изменена), в судьбе которого эпизод с отказом в госпитализации друга сыграл роковую роль.
Безумец с топором и ножом
Утром 4 декабря Алексей, живущий по соседству, пришел в гости к Валерию. Тот вел себя более-менее адекватно, и парни отправились к Ткачеву смотреть телевизор. Молодые люди дружили с детства и походы друг к другу домой считались делом обычным.
Почти сразу после прихода в дом Ткачевых Валерий снова стал говорить про дьявола и зло, которое нужно уничтожить. Он схватил из стоявшего на кухне ящика с инструментами молоток и ударил им Алексея по голове. На шум в комнату вбежали мать и отец Ткачева. Валерий со всего размаха ударил женщину молотком между глаз. От удара разбились очки, она упала. Славин стал преследовать Алексея. У выхода из дома он схватил топор и замахнулся на друга. Тот выбежал на улицу и помчался звать на помощь.Родители Ткачева пытались сбежать от Валерия на улицу, но тот преследовал их – оглушил топором, бил им по голове и лицу, резал ножом.
Когда Алексей через 5-10 минут вернулся во двор, Валерий набросился с топором и на него. Чтобы защищаться, Алексей схватил с земли обрезок металлической трубы. Ему едва удавалось отбиться. Ткачеву повезло, что райотдел полиции находится рядом с его домом. Стражи порядка приехали уже через несколько минут после звонка соседей. Они задержали Славина, который чуть было не зарубил Алексея. У молодого человека оказались разбиты лицо и голова.
Полицейским сразу бросился в глаза безумный взгляд Валерия. Мужчина, размозживший за несколько минут головы двум людям, был весь в чужой крови. К приезду полицейских 63-летний отец Ткачева скончался, 51-летняя мать умерла в «скорой» от ранений по пути в больницу.
Врачи в ответе?
На следствии Валерию Славину предъявили обвинение в двойном убийстве (п. «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ) и в покушении на убийство (ч. 3 ст. 30 п. «а» ч. 2 ст. 105 УК РФ).
– Комплексная психолого-психиатрическая экспертиза в Центре психиатрии Института имени Сербского в Москве установила, что житель Лисок совершил преступление в состоянии невменяемости. У него диагностировали шизофрению. Из-за заболевания молодой человек не мог осознавать общественную опасность своих действий и не осознает их сейчас. Психиатры рекомендовали применить к подследственному принудительные меры медицинского характера, направив на лечение в специализированный стационар, – пояснил Александр Каляпин.
Во время расследования дела следователи установили, что медики в больнице нарушили закон «О психиатрической помощи». Если бы Валерия Славина приняли в больницу 3 декабря, то два человека остались бы живы.
– В больнице провели служебную проверку и отчитались, что двум мужчинам, которые привезли для госпитализации пациента, рекомендовали обратиться в приемное отделение. Однако мужчины утверждают, что это не так. Они уже привезли друга и обязательно бы отвели его в приемное, если бы медики дали такой совет. По правилам для приема больного должны были вызвать дежурного психиатра, который после 14 часов действительно уходит из психиатрического отделения. По результатам анализа материалов уголовного дела выявлено ненадлежащее исполнение медицинских обязанностей медперсоналом Лискинской ЦРБ. В связи с этим внесено представление с требованием привлечь виновных лиц к дисциплинарной ответственности, – отметил Александр Каляпин.