Макет советского магистрального грузового паровоза ФД («Феликс Дзержинский») установили в Лисках – под елями у главного входа в здание лискинского отделения Юго-Восточной железной дороги. Об этом корреспонденту РИА «Воронеж» сообщил заместитель председателя Совета ветеранов Лискинского региона ЮВЖД Виктор Картавов в среду, 19 ноября.
Модель длиной более 4 м и высотой 80 см изготовили умельцы сервисного локомотивного депо Поворино. Паровоз оборудовали подсветкой. При этом светится и кабина машиниста, и ходовой прожектор, и габаритные огни локомотива. Тендер паровоза – вагон, предназначенный для перевозки запаса топлива и воды, – наполнили донбасским углем.
Магистральный грузовой паровоз ФД производился на Луганском паровозостроительном заводе с 1931 по 1941 год. Создавался он в эпоху индустриализации. Был одним из мощнейших советских серийных паровозов и имел самую высокую силу тяги. При весе локомотива в 128 т он развивал скорость свыше 60 км/ч. Длина паровоза ФД с тендером достигала 29 м.
Всего было выпущено 3,2 тыс. единиц паровозов ФД. На ЮВЖД они эксплуатировались в Россоши, Отрожке и на станции Глубокая. Пионером в их освоении было и локомотивное депо Лиски.
В Лисках на Привокзальной площади находится паровоз-памятник ФД20−1945. Его установили там в 1999 году.