Проезжая мимо Среднего Икорца, мы увидели двух женщин в белых халатах – они освежали побелку на придорожных тополях. Беленые стволы, мелькающие в окнах автомобилей, – давняя визитная карточка Лискинского района. Правда, как успели мы заметить, сейчас деревья белят не кистями, а струей мощного компрессора. Вот так. Технологии меняются, подходы остаются.
Муниципальное крещение
А ехали мы в гости к главе администрации района Виктору Шевцову, у которого в этом августе две знаменательные даты: 14-го числа День рождения, а второго - 27-летие руководства районом , почти три десятилетия из 65 прожитых лет.
Фамилия «Шевцов» так тесно ассоциируется с Лисками, что многие земляки убеждены: он местный уроженец. Но это не так. Родом Шевцов из Петропавловского района, учился на агронома в Таловой, служил в Таманской дивизии. Работа тоже была поначалу разнообразной по географии – при тогдашней традиции "партия сказала: «Надо!»". Надо – в поле, надо – в райком комсомола, надо – в райуправление сельского хозяйства. Когда сказали, что надо возглавить Рамонский райисполком, стало страшновато: было ему всего 32 года, и опыта работы «советским префектом» – никакого. Начал с очевидных проблем – с дорог, которых в районе практически не было.
Недавно Виктор Шевцов побывал на совещании в Рамони. Участники семинара проехали по «его» мосту в селе Ступино.
– Выше надо было делать мост, – в шутку заметил нынешний Рамонский глава. – Заливает его по весне.
– А сделал бы выше – сносило бы льдом.
Шесть трудных лет в Рамони дали Виктору Шевцову огромный опыт. Без этого опыта, как говорит он, не стоило бы и в Лиски идти.
Проекты нерайонного масштаба
По итогам прошлого года журналистское сообщество признало Шевцова самым скромным среди глав районных администраций области. В местной газете за год появилось всего две его фотографии, а на местном ТВ – единственное интервью.
– Я считаю, это правильно. Не о главе надо рассказывать, а о делах администрации, – просто разъяснил этот феномен Виктор Шевцов.
Ну что ж, о делах, так о делах. Невозможно обойти в их перечислении три инфраструктурных проекта, выходящих далеко за пределы стандартных муниципальных возможностей. Мост через Дон, надежно соединивший с райцентром 15 сел донского правобережья. Газификация района, которая в Лисках прошла задолго до старта газпромовской программы и практически бесплатно для населения. Строительство районной больницы, равной которой в малых городах России найти трудно.
Каждый раз при старте этих программ находилось множество скептиков.
– Есть у нас водитель – активный такой общественник, который, услышав о планах строительства нового моста, начал всем говорить:" Ну вот, еще один брехун у нас в районе появился", – улыбается Виктор Шевцов. – Я его потом в качестве почетного гостя на открытие пригласил. Мы и сейчас дружим. Он, если увидит какой непорядок на дорогах, сразу звонит мне.
Чтобы обеспечить финансирование этих суперпроектов, Шевцов проявлял невероятную изобретательность и упорство. Ресурсы предприятий, бюджеты всех уровней, даже льготы за вхождение в 30-километровую зону Нововоронежской АЭС – все шло в общий инвестиционный котел. Со временем стал проявляться еще один фактор: удешевление строительства. Руководитель Счетной палаты России Сергей Степашин в своей недавней поездке по району именно его оценил больше всего. Когда Виктор Шевцов сказал, что себестоимость одного квадратного метра новой прекрасной больницы составляет 22, а с мебелью и оборудованием – 29 тысяч рублей, Степашин воскликнул:
– Да вы всю Россию задемпингуете!
Как выяснилось, примерно такие же цены выдерживаются при строительстве других социальных объектов в Лисках.
– В чем же секрет такой экономичности, Виктор Владимирович?
– А мы говорим подрядчикам:" Извините, ребята, у нас денег больше нет".
Это почти не шутка. Главное для рачительного заказчика – это работа с подрядчиком и пресечение злоупотреблений.
Конкурентные преимущества
Сейчас трудно представить, что не так давно, лет 25 назад Лискинский район в областном соревновании был по показателям сельхозпроизводства всего лишь крепким середнячком.
По надоям молока, например, на 18 месте. Теперь на верхней планке областного рейтинга уже никого, кроме Лисок, нет. По итогам нынешнего сельскохозяйственного сезона район произведет не менее 100 тысяч тонн молока (на 15 тысяч больше прошлогоднего), около 110 тысяч тонн мяса (плюс пять тысяч тонн) и, очевидно, обновит свои рекорды по урожаю зерновых, свеклы, подсолнечника.
Сказать, что отдельно взятый район воронежской глубинки превосходит некоторые регионы по показателям сельхозпродукции, сегодня уже мало. В России 37 субъектов Федерации, которые уступают Лискам по производству молока, 57 - по производству мяса.
– Ну, разумеется, если сравнивать с нами каждый регион в отдельности, – на всякий случай уточняет Шевцов.
– В чем же преимущества вашей тактики, Виктор Владимирович?
– Мы не дали растащить землю. Земельные участки остались в пределах бывших колхозов и совхозов – и именно в таких масштабах оказались привлекательными для серьезных инвесторов. Именно в таких масштабах наделы оказались способны служить развитию растениеводства и животноводства.
Дорога к селу
На переломе эпох конкурентные преимущества района виделись по-другому. Десятилетиями локомотивом экономики здесь была железная дорога. Ее предприятия, на которых был занят каждый четвертый работник и которые приносили в бюджет до 70 процентов доходов.
Железнодорожники содержали сады, больницы, клубы, шефствовали над школами и оплачивали городские праздники.
И трудно было представить, что когда-нибудь этот железнодорожный коммунизм кончится; на дороге пройдут серьезные сокращения, доля доходов в райбюджете упадет до 20 процентов, а ЮВЖД откажется от «социалки». Сегодня муниципалитет берет на баланс даже стадион «Локомтив», куда дорожники совсем перестали вкладывать деньги. Но железная дорога для Лисок и сегодня очень важна. Здесь работает семь тысяч человек с более высокой зарплатой, чем на других предприятиях.
Сегодня экономика района диверсифицирована - в какой бы отрасли не начались проблемы, здесь кризиса не будет. Но все же более «локомотивным» выглядит сегодня сельхозсектор.
Виктора Шевцова иногда упрекают, что он не дал развиться фермерской инициативе.
– Да ведь мы пытались, давали объявления, я принимал по 10-15 кандидатов в фермеры в неделю, – как бы даже оправдывается глава администрации района. – Но инициативу проявляли люди, далекие от сельского хозяйства. Ни образования, ни серьезного опыта, ни средств не имели. Я очень переживал, что повсеместно поощряемый институт фермерства у нас не приживается. Но однажды ехал на машине и услышал по радио выступление министра сельского хозяйства Алексея Гордеева." Фермерство,- сказал Гордеев,- это шаг назад для современной России". Я успокоился и окончательно сделал ставку на крупного производителя.
Алексей Гордеев и вслед за ним Виктор Шевцов оказались правы.
Что там говорить, фермер-одиночка проиграл в экономическом соревновании крупному – в том числе коллективному – собственнику по всем статьям. А вот, например, хозяйства «ЭкоНивы» и «ЛИСКо Бройлер» стали образцово-показательными не только для области – для всей страны.
Отрицательный опыт тоже опыт
На фоне бурно развивающихся пром- и сельхозпредприятий как-то уныло смотрятся ржавеющие конструкции Лискинского порта. Здесь, казалось бы, невозможно ничего придумать. Ну не может же Шевцов обеспечить порт грузами!
– Не бывает ничего безнадежного, – уверил нас и здесь несгибаемый оптимист Шевцов. – Неизвестно еще, как будут востребованы услуги речников через десяток лет. А пока мы предоставили им возможность держаться на плаву, предоставив участок для разработки качественного песка. Строительство в районе большое, речники без денег не останутся.
За годы руководства Виктор Шевцов не только провел свой район через тернии реформ, но и сумел пустить их по особому, лискинскому сценарию, смягчившему негативные последствия кризисов. Четырежды избирался главой района – каждый раз с огромным преимуществом перед соперниками.
И он намерен побить рекорд муниципального долгожительства, выдвинув свою кандидатуру на новый срок и пройдя очередное горнило всенародных выборов.
Значит, есть планы, которые еще не реализованы, есть свежие идеи?
И Шевцов в очередной раз удивил:
– У нас малый бизнес развит, но будем развивать его значительно сильнее. Ведь весь мир делает на него ставку, верно?
Шевцову не очень нравится, когда внимание к району сосредоточивается на очередном инвестиционном проекте. На самом деле, для него главное, что все 76 сел района живы, везде есть работа, газ, вода, и нигде нет домов с заколоченными окнами. Что в десятой лискинской школе, к примеру, выпустили 29 человек, а в первый класс поступили 78.
Все эти лискинские социально-экономические чудеса имеют объяснения.