Лискинскому историко-краеведческому музею подарили макет Икорецкой судостроительной верфи. Его изготовил воронежский резчик-любитель Андрей Сапрыгин. Об этом корреспонденту РИА «Воронеж» сообщила директор музея Ирина Белякова в пятницу, 11 февраля.
Андрей Сапрыгин делал макет судоверфи по старинным рисункам и чертежам. На фанерном основании в 1,5 кв. м расположены песчаный берег реки с лодками и старинным парусником, причал, основания будущих кораблей, мастерские, кузница, небольшой храм. Главным для мастера было максимально достоверно расположить все объекты.
– Основные материалы здесь – дерево, сосна и лиственница, а также шпон, различные клеи, лаки, эпоксидная смола. Такое мне довелось делать впервые. Практически все объекты макета смастерить не составило труда. Но парусник пришлось приобрести в готовом наборе и собрать по чертежам, склейка крохотных деталей – дело довольно сложное. Делать копию старинной верфи мне помогало воображение: я ведь не краевед, а любитель истории, поэтому пришлось погружаться в Петровскую эпоху. Помощником и консультантом в этом стала директор музея Ирина Белякова. Мне пришлось изучить, какие в то время строили корабли и какой грузоподъемности, численность экипажа и прочие подробности. Признаться, это все очень затягивает, тем более что «морская» тема мне близка и дорога. Я окончил «мореходку» во Владивостоке, служил в морской авиации под Находкой и сам очень люблю море, – рассказал корреспонденту РИА «Воронеж» Андрей Сапрыгин.
Лискинские музейщики дополнили макет натуральными природными материалами – песком, мхом и камнями. Его разместили в Сторожевой башне. Кстати, это уже второй экспонат в музее, выполненный воронежским мастером.
– Этот макет, как и копия деревянной карельской церкви XIX века, – подарок бывшего депутат облдумы и руководителя одного из лискинских предприятий Виталия Круглика. В 2020 году он дал обещание осуществить нашу давнюю задумку – изготовление деревянного макета Икорецкой судоверфи, ведь для местной истории это очень значимый объект. Но завершить идею не успел – мецената не стало в конце 2020-го. Это сделал его преемник – сахаропромышленник Иван Васильчук, который вместе с Андреем Сапрыгиным официально передал нам этот замечательный экспонат. Мы очень признательны всем, кто помог осуществить замысел до конца. Макет верфи пополнил экспозицию «Лиски и лискинцы: 1000 лет на рубежах Отечества», – рассказала Ирина Белякова.
Контекст
Икорецкая корабельная верфь действовала в XVIII веке недалеко от впадения реки Икорец в реку Дон. Здесь по замыслу российского императора Петра I создавались корабли для Азовской флотилии и будущего Черноморского флота. Адмирал Федор Ушаков начинал службу на верфи мичманом. Кораблестроение началось в 1709 году и в связи с русско-турецкими войнами продолжилось до конца 1770-х годов. Здесь построили более 600 лодок различного типа и назначения и пять прамов – плавучих артиллерийских батарей, получивших название «новоизобретенные корабли».